Про языки. Часть 1

Что-то мне подсказывает, что вот буквально сегодня я провела заключительный урок 2018 года) и даже самые стойкие ученики погрузились в предновогодние дела с головой. А раз так, то появилось время открыть шампанское (зачеркнуто)) – поделиться некоторыми моментами, которые давно просились наружу, но до описания которых никак не доходили руки. Дабы случайно не написать роман, поделю мысли на несколько частей. Первая сегодняшняя часть будет посвящена такой непростой теме, как “прогресс” в иностранном языке.
Почему непростой – если бы было все просто, мы бы ставили себе задачу – освоить иностранный язык до определенного уровня, приступали бы к этой задаче и выполняли бы ее за 6 месяцев- год – полтора года в зависимости от глубины интереса и мотивации. Что происходит на деле – даже не делая отсылок к многострадальному школьному английскому – в совершенно взрослом возрасте, мы, вроде как неглупые, в чем-то да состоявшиеся дяди и тети начинаем… разгоняемся… расстраиваемся, приободряемся, опять расстраиваемся, меняем как перчатки школы. преподавателей, пеняем на себя, учебник, учителя (подчеркнуть нужное), забиваем, раскаиваемся, собираем волю в кулак, пеняем на отсутствие таланта, памяти, способностей (подчеркнуть нужное), забрасываем, начинаем снова и нет конца края этому мучительному (бывают исключения) процессу.
В результате ширится круг школ, курсов, преподавателей, а воз под названием “i speak – io parlo – ich spreche – yo hablo – es runaju” и ныне там, ну или на несколько метров ближе. Молчу уже о потраченных деньгах, усилиях и прочих неприятностях.
Почему так происходит?
Как обычно, ни на что не претендую, описываю лишь накопленный опыт – как собственных учеников, так и свой, а я так или иначе в свое время учила 6 иностранных и 4 из них учу до сих пор.
Взрослый возраст обязывает, хотим мы того или нет, к некоторому анализу происходящего и этот анализ порой нас расстраивает. Потому что этот анализ говорит, что результат должен быть пропорционален затрачиваемым усилиям. Потрудился “х”, получил “y”, потрудился 2х – получил 2y, на 100 рублей можно купить в два раза больше картошки, чем на 50 и так далее. Проблема в том, что с навыками, затрагивающими сферу обучения эта формула не работает. Совсем. Условно говоря, кривая роста ваших компетенций в языке – настоящая кривая, а вовсе не прямая. И разные люди в свое время такие процессы описывали, один из них – американский психолог Альберт Бандура, известный своими работами по теории социального научения. И этот самый ученый нарисовал график, получивший название кривой Бандуры (у американца были польско-украинские корни) и которая, собственно говоря, иллюстрирует этот пост.

Посмотрите на график. От точки «Начало» вверх идет плавная зеленая пунктирная линия – кривая Ожиданий. То есть, человек ожидает, что его мастерство в каком-то деле будет увеличиваться равномерно и с хорошей динамикой.
В нашей теме – что он будет усердно заниматься и с каждым разом в его копилке будет все больше слов, он будет больше понимать, говорить и так далее.
А на деле получается картинка, которая на графике показана синей кривой, на которой отчетливо видны несколько этапов.
Вначале, когда человек только начинает заниматься – это первые слова, первые фразы, первые успехи, и оптимизм, связанный с ними.
Наверняка все вспомнят свои первые занятия, когда “прет” и вот это ощущение “я молодец”
Это у нас с вами “Этап” 1. «Новичкам везёт»:
Я ничего не знаю. Я только приступил к изучению. У меня радужные перспективы. Сейчас все выучу и стану отлично жить. Кривая Ожидания (зеленая) и Реальности (синяя) вполне себе совпадают и у нас все хорошо.
Этап 2.
Новичок доходит до предела своих способностей на сегодняшний день. Новая информация выучена, но нет навыков ее использования. Реальность начинает расходиться с Ожиданиями, как это видно на кривой.
Реальность катастрофически падает, энтузиазм улетучивается, и происходит откат назад. На этом этапе процентов 60-70 говорят: «Не вижу изменений, не понимаю, почему я трачу время, а результата нет». Наступает разочарование и происходит падение всех показателей работы. Это феномен получил название «Провал преднаучения»
И тут возникает очень важная точка, которая на графике названа «Барьер преодоления». Человек либо прекращает обучение и возвращается к уровню первоначальной компетентности (привет, многолетний английский) или какой там)), либо делает усилие и продолжает обучение, день за днем продолжая хотя бы немного, но заниматься. И тогда его уровень начинает снова расти.
При этом разветвление сценариев зависит только от самого человека с двумя возможными вариантами развития событий.
Вариант 1 – «Обвал». Мрачное настроение. Растерянность и поиск «виновных». В итоге – отказ от затеи «заниматься этим» — «мне не дано, не везёт» и другие обвинения окружающих условий.
Вариант 2 «Подъем/рост»
Человек продолжает упорно и регулярно делать то же самое, фокусируясь не на падении, а на том росте/прогрессе по сравнению с собой ещё аж до начала обучения (этапа 1).
Тогда начинается стабильный рост до ожидаемой планки.
Плохая новость – таких провалов на пути будет еще очень много. Хорошая новость – если мы знаем наперед, что это нормально и просто нужно немного “переждать”, но не прекращая усилий – мы обязательно выходим из ямы. Плохая новость – преподаватели не всегда могут отследить этот этап и поддержать ученика в непростое время. Хорошая новость – зачем нам говорить, если мы сами знаем и морально к этому готовы.
Переходя к реальной жизни – буквально на каждом курсе у меня были расстройства до слез, ненависть к преподавателю и к себе, желание забить и больше не возвращаться. Вплоть до физического отвращения. Чем интенсивней был курс обучения – тем сильнее провалы.
Мало того, до определенного уровня знания языка буквально каждый мой приезд в страну проходит так: 2-3 дня я звезда, использую все полученные знания, встреваю во все коммуникационные процессы. А дальше бах – пресыщение, лингвистическая усталость и на глазах какой-то условный B1 катится в тартарары и сам удивляешься, это я-то, двух слов не способный связать, недавно тест сдал?
Но 1-2 недели и жизнь снова налаживается, причем налаживается на уровне, на ступеньку выше предыдущего. Будут ли еще провалы? Несомненно. Зависит ли глубина провалов от внешних факторов? На мой взгляд, да.
Влияет ли методика и преподаватель на способность выходить из тех самых провалов – на мой взгляд да. Поэтому в следующем посте я хочу поделиться своими взглядами о поиске “идеального преподавателя”, что бы каждый из нас ни вкладывал в это словосочетание)
Когда напишу – не знаю, но точно напишу)
Кто дочитал до конца – не знаю, зачем вам это было нужно, но давайте обнимемся)
С наступающими, традиционно)))

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам может также понравиться
Подробнее

Выбор преподавателя

В этом посте я обещаю говорить правду и только правду, моя фотография 32-летней давности тому свидетельство)) Формат текста…
Подробнее